Световые решения на новых станциях Московского метрополитена
Институт «Метрогипротранс» сегодня полноправно считается главным и, что немаловажно, лучшим проектировщиком Московского метрополитена. То, как сегодня продолжаются и интерпретируются архитектурные традиции метростроя, мы можем проследить на примерах таких станций, как «Пятницкое шоссе», «Алма-Атинская», «Битцевский парк», «Новокосино», «Жулебино» и «Лермонтовский проспект».
Ни для кого не секрет, что попадая под землю в метро, пассажиры хотят ощущать себя не только комфортно, но и безопасно. Помочь решить эти задачи позволяет освещение, выбор приемов которого создает впечатление светлого солнечного дня. Наиболее важные для пассажиров места на станциях выделяются светом. Например, самое освещаемое место (не менее 250лк) – край платформы.
Однако внешний вид и технические характеристики светильников должны не только удовлетворять установленным нормам освещения, но также помогать в реализации архитектурного замысла и дополнять образ каждой отдельной станции. Для этого применяют как эксклюзивные, так и светильники серийного производства. Например, для вестибюлей станции «Новокосино» была создана уникальная система движения осветительных приборов. А на станциях «Жулебино» и «Лермонтовский проспект», напротив, используются линейные светильники отечественного образца в стандартном исполнении с высокоэффективными люминесцентными лампами.
Центральным элементом интерьера станции «Алма-Атинская» является круглый светильник, повторяющий форму шанырака – кругового навершия купола тюркской юрты. Вспомогательными световыми приборами являются характерные для традиционного казахского жилища сводчатые жерди красного цвета.
Архитектурное решение станции «Новокосино» также уникально: основой всей композиции является свет, демонстрирующий красоту деталей свода, объединяющий композиции светильников в единое целое и придающий легкость подземным сооружениям. Движение света продолжается в том числе в вестибюлях. Световые линии, находятся за подвесными потолками; просвечивая сквозь них, поддерживают основное направление движения пассажиров непрерывными линиями. Рассыпаясь в распределительном зале перед вестибюлем на светящиеся треугольники за подшивным открытым потолком, они выводят пассажиров в пешеходные переходы с чётким ритмом поперечных световых полос. Общий рисунок подвесного потолка подчинён основной архитектурной идее крупных световых форм. Архитектура наземных сооружений – неотъемлемая часть единой архитектурной композиции станционного комплекса: наземные павильоны выходов из метро, вентиляционные киоски и павильоны дополнительного и аварийного выходов – важные составляющие архитектуры транспортного сооружения – метрополитена.
На примере станций метро видно, как современные осветительные приборы позволяют реализовать архитектурные идеи и создать уникальный образ того или иного объекта. Для этого инженеры используют не только традиционные, но и передовые технологии (в том числе и энергосберегающие).
Следующий материал: Расшифровка маркировки светильников
Предложения на рынке светотехнической продукции: